Минэнерго предложило изменить принцип формирования розничных цен на топливо и перейти от ориентации на потребительскую инфляцию к более широкому композитному индексу. Об этом говорится в письме первого замглавы ведомства Павла Сорокина от 17 ноября, направленном в Минэкономразвития, Минфин, ФАС и Российский топливный союз.
Почему понадобились изменения
По данным Минэнерго, соблюдение негласного правила повышать цены на АЗС не выше уровня потребительской инфляции привело к тому, что маржинальность розничных продаж стала недостаточной. При этом издержки топливных компаний растут темпами, которые ИПЦ не отражает.
Композитный индикатор должен учитывать изменения ключевых затрат отрасли, в том числе:
- рост зарплат и МРОТ,
- повышение акцизов,
- кредитную нагрузку,
- тарифы ЖКХ и транспортных перевозок,
- стоимость ремонта и обновления инфраструктуры.
Подобная модель уже действует в регулировании тарифов в железнодорожной логистике с 2025 года.
Как сейчас менялись цены
Сравнение индексов показывает значительный разрыв:
- композитный индекс за 2025 год вырос на 14%,
- розничные цены на бензин — на 6,3–12,7%,
- потребительская инфляция — 5,3%.
На 2026 год Минэнерго прогнозирует рост композитного индекса на 5,7% против 4% потребительской инфляции.
Что происходит с маржой АЗС
Расчёты ведомства показывают, что независимые АЗС часто продают топливо с минимальной или отрицательной маржой от мелкого опта:
- АИ-92: валовая маржа от мелкого опта — минус 2,1 руб.,
- АИ-95: маржа — минус 1 руб.,
- дизель: маржа — плюс 3,7 руб.
При расчёте «чистой» маржи (за вычетом операционных расходов в 6,5–8 руб./литр) большинство станций фактически работает в минус или на грани безубыточности.
Позиция отрасли
Президент РТС Евгений Аркуша подтверждает: розничный сегмент сдерживает цены, тогда как оптовый рынок растёт свободно. Это создаёт дисбаланс, особенно на фоне увеличения издержек.
Эксперты «ОМТ Консалт» и представители крупнейших трейдеров также считают новый механизм необходимым из-за «сверхинфляционного» роста расходов — акцизов, налогов, тарифов РЖД и зарплат.
Как это повлияет на цены
Аналитики считают, что переход на композитный индекс:
- неизбежно приведёт к постепенному повышению цен,
- но рост будет контролируемым, без резких скачков,
- возможное общее удорожание — до 15–17% в рамках адаптационного периода.
По оценкам экспертов, фактическое отставание розничных цен от уровня, который следует из композитного индекса, сейчас составляет около 4 рублей на литр, но одномоментно этот разрыв закрывать не будут.