Дал ответ на этот вопрос протоиерей Максим Первозванский:
“...Каждый из нас со временем сталкивается с утратой близкого человека. Причём эта утрата — безвозвратная, и, следовательно, крайне болезненная. Мы понимаем, что после смерти пообщаться с любимым родственником мы уже не сможем. Но, на самом деле, этот вопрос я бы не назвал столь категоричным и неразрешимым.
Богатый опыт Православной Церкви даёт нам возможность при необходимости обращаться с просьбами к Святым Божьим Угодникам. И, заметьте — они тоже являются покойными, раньше ходившими по земле. Но, тем не менее, они могут нас слышать и выручать в случае необходимости.
К слову, очень много и непрославленных Святых — их во много раз больше чем тех, о ком мы знаем. И они тоже могут оказывать нам помощь, наравне с прославленными — например, с Сергием Радонежским или Ксенией Петербургской.
Но слышат ли нас наши покойные близкие?
Расскажу о таком примере из жизни. Однажды я, выйдя из дома, увидел такую картину: молодая мамочка гуляла вместе со своей дочкой, и девочка то и дело окликала маму, хотя та, казалось, была очень занята собственными мыслями. Она никак не реагировала на слова дочери, всецело погрузившись в себя.
Иначе говоря, наше стремление докричаться до кого-то относится не только к жизни после смерти — нам бы и в земной жизни научиться слушать и слышать друг друга. Иногда и к своим родным мы относимся без должного внимания, игнорируя их чувства и слова. В некоторых семьях родственники общаются друг с другом очень сухо, даже не стараясь друг друга понять.
Не всегда получается и у детей и родителей, и у братьев и сестёр наладить друг с другом контакт. И даже живя в пределах одной квартиры мы не всегда можем быть по-настоящему близкими, ведь многих людей занимают, прежде всего, только их собственные заботы.
И если сейчас мы не желаем выслушать своего близкого человека, то как же мы сможем проделать нечто подобное посмертно, даже если у нас и будет подобная возможность?
Если мы стремимся изолироваться от окружающих в настоящем, то мы останемся изолированными и в Вечности, потому как подобная замкнутость лишает нас иных возможностей. После смерти мы не меняемся, и уносим с собой лишь то, что “нажили” на земном пути — и свою сосредоточенность на себе, и нежелание общаться и приходить другим на помощь…
А тот, кто при жизни был внимательным к окружающим, станет сочувствовать другим и посмертно. Именно таким милосердием обладают многие неизвестные нам Святые, при жизни приглашавшие других людей на свои могилки.
Часто многие люди говорят о том, что после похода на кладбище к кому-то из родственников у них становится легче на сердце. Или ответы на важные вопросы приходят как бы сами собой. Или радость внезапно в душе воцаряется. И это значит, что мы всё-таки имеем возможность общаться с тем, кто любил нас при жизни и продолжает любить после смерти”.
А могут ли наши покойные близкие молиться о нас Богу и просить Его о милосердии к нам?
Своими рассуждениями на эту тему поделился протоиерей Андрей Ефанов
«...Это возможно, если при жизни человек смог прийти к Святости. В ином случае наши близкие сами нуждаются в нашей молитвенной помощи. Когда человек умирает, его дух покидает тело, и он становится уже неспособным ни на какие внутренние изменения. В этот момент дух понимает, где он ошибался при жизни.
Конечно, к подобному пониманию мы можем прийти и сейчас, однако это не всегда нам удаётся — либо нужных навыков нам не хватает, или же силы и храбрости на исправление нет. Однако, пока мы живы, мы способны к изменениям, к более благочестивой и праведной жизни. Но после смерти мы эту способность утрачиваем.
И если у нас внутри остаётся любовь, отрада и милосердие, мы остаёмся рядом с Небесным Отцом, ведь всё внутри нас Ему созвучно. Такие люди и становятся Святыми, а мы, в свою очередь, возносим им молитвы, прося их ходатайствовать о нас перед Богом.
Но если мы не достигаем подобного состояния, наш дух страждет. Он обо всём помнит — обо всех прегрешениях, пороках и ошибках, в которых он, будучи человеком, не успел покаяться, вот только возможности исправиться у него уже нет!
И такие души мечутся, потому что не могут быть рядом с Господом — не из-за того, что они Его отторгают, но из-за того, что они не могут находиться рядом с чистой, светлой Любовью, не очистившись от гнева, злобы и гордости.
Такие люди ни о ком не могут возносить молитвы — напротив, они сами остро нуждаются в помощи. И потому мы не должны забывать возносить молитвы о своих усопших родственниках, стремясь помочь и облегчить их посмертную участь».
Согласен с протоиереем и батюшка Андрей Овчинников, хотя он и советует соблюдать определённую осторожность во время молитвы о почивших:
«... Оказывать нам помощь покойные могут лишь тогда, когда они входят в Царствие Божье и обретают Святость. В ином случае они ждут, что молиться о них будем мы, их родные и любимые люди, оставшиеся на земле.
Однако в своих молитвах, касающихся усопших близких, надо соблюдать большую осторожность: я нередко слышу истории о том, как к людям являются во снах их почившие родные, разговаривают с ними, а порой даже и делятся ценными советами или наставлениями. Такие беседы с покойными близкими Святые Отцы строго воспрещают. Казалось бы, что здесь плохого?
Однако в минуту подобного общения к человеку в виде его родственника может явиться лукавый. Впоследствии эти разговоры могут подтолкнуть его к опасному духовному состоянию, именуемому «прелестью» или «духовным сумасшествием».
А потому, если Ваш родной человек был глубоко верующим, нужно возносить о нём молитвы, поминать его в Храме и навещать его могилку, особенно в памятные даты. И, конечно, важно уповать на волю и милосердие Божье.
Иными словами, Небесный Отец Сам станет отзываться на наши молитвы, если мы будем поминать своих покойных близких. Мы, как истинные христиане, должны помнить о важности заупокойных молитв, ведь они помогают и душам наших любимых людей, и нам самим, ныне живущим».