«Смех и карнавальность в «Имени розы»
…
Вчера с большим удовольствием провела несколько часов за обсуждением романа Умберто Эко «Имя розы».
Если вдруг будете в Новороссийске, горячо рекомендую посетить местный «Набоков». Это литературная кофейня, где проходят многочисленные мероприятия и царит атмосфера, которая вполне может поспорить с аналогичными заведениями в обеих столицах.
…
Так вот, вчера, слушая рассказы о впечатлениях от прочтения «Имени розы», я обнаружила что-то новое.
Погружаясь в мир средневековья и монашеского ордена, Эко сравнивает таинственные мистерии, яркий средневековый карнавал и буйное диониссийство с современной жизнью. И в этом сравнении он видит схожести и различия.
Очевидно, что Умберто Эко не мог обойти стороной работы Бахтина, посвящённые смеховой культуре.
Итальянский теоретик культуры и специалист по средневековой эстетики видел в смехе способ уничтожения страха, а также наблюдал схожесть смеховой культуры с римскими сатурналиями и античными мимами.
_Бахтин размышлял о смехе на примере Франсуа Рабле. Его выводы применимы к Средневековью._
Эко использует эту идею в своём романе. Смех, который разрушает страх, противопоставлен страху смерти и страху пыток. Автор использует смех и карнавал, чтобы показать зрителю истинную сущность средневековых монахов.
__Итак, можно сказать, что смех в Средние века имел важную функцию — снятие психологического напряжения и создание некой отдушины в обществе.__
_Эко умело вплетает элементы смеховой культуры в сюжет своего романа. Это помогает читателю понять, что смеховая культура была частью повседневной жизни средневековых людей, и что она была важна для их психологического благополучия._
В завершение хочу напомнить цитату из книги Умберто Эко: «Единственный среди всех животных — человек одарен способностью смеяться». Давайте и мы не пренебрегать этой способностью.