Тут у нас на Черноморском побережье конечно ужас, что творится на пляжах. Но я уже давно пользуюсь привилегиями почти местных и посещаю исключительно близлежащий тайный полудикий пляж, куда все ещё не боятся приплывать дельфины.
В более людных местах они изгнаны из бухт безумными наездниками водных мотоциклов и истошно вопящими на добрую дюжину глоток «бананчиками»-хулиганьчиками. Думаю о них, не иначе, как о современном воплощении Сциллы и Харибды.
Вчера, наблюдая за возникающими то здесь то там дельфиньими плавниками и гладкими, блестящими на солнце спинами, вспомнила прекрасную мозаику из Археологического музея Хатая, который, собственно и знаменит своей обширнейшей коллекцией греко-римской мозаики I-V веков. На ней изображена Таласса – греческая богиня, персонификация морской стихии. Обратите внимание на крабовые клешни, торчащие у неё из сине-зелёных волос на манер рогов, перекочевавшие из иконографии Океана, и на одеяния из водорослей. В одной руке она держит весло, а в другой – конечно же, дельфина, и на них же разъезжают её спутники.
Вообще, то, что «море» в древнегреческом женского рода, кажется мне очень логичным и правильным, особенно для народа, который расселился по берегам Средиземного моря как лягушки вокруг болота. Жизнь которого во многом зависела от этой стихии, а дельфины – вообще одни из самых частых спутников греческих божеств. Помимо Талассы и Посейдона – вспомним, например, Аполлона, превратившегося в дельфина, чтобы привести корабли критских купцов в Дельфы для основания святилища, или Диониса, обратившего в дельфинов похитивших его тирренских пиратов. Очень люблю вазописный вариант этого сюжета, где несчастные морские разбойники превращены лишь наполовину. Ну и, как же обойтись без дельфинов, из «покоев» царицы в Кноссосе – добавила их по случаю в наш набор стикеров. Также в альбоме: чудесная этрусская золотая сережка V века до н. э., спасённый дельфином краснофигурный Арион и не менее уверенно разъедающий на дельфине Тарент.