Думаю, многие со мной согласятся, что воспитание детей — это целая наука. Здесь тоже есть свои правила и сложные темы, острые углы, которые лучше обходить стороной. А сколько опасностей порой таит случайное слово или брошенная на эмоциях фраза!
Знакомство
Родители порой даже не осознают, как глубоко могут ранить неосторожными словами своих детей. К сожалению, я до сих пор часто вижу подобные ситуации.
Итак, каких же слов в общении с ребенком стоит избегать? Предлагаю к обсуждению рейтинг стоп-фраз, которые часто слышу от родителей в их общении с детьми.
№ 1. «Ты делаешь неправильно, плохо, давай я сделаю лучше и быстрее»
Дети постоянно учатся чему-то новому, не прекращают осваивать этот мир. Конечно, у них не все всегда получается с первого раза (как и у взрослых), но это не значит, что не надо давать ребенку шанс самому научиться, через свой опыт. Вы можете понаблюдать за его действиями и не бросаться сразу исправлять какие-то ошибки или доделывать за него оставшуюся работу, а предложить свою помощь или совет в мягкой форме.
Например: «Ты большой молодец, у тебя здорово получается. Если нужна будет подсказка, как еще это можно сделать, или если нужна будет помощь, я рядом».
Ведь у ребенка не стоит задача сделать что-то идеально, он еще только пробует свои силы. Идет процесс обучения. Дайте личности ребенка развиваться гармонично, укрепляйте его уверенность в себе!
Если всегда доделывать все за малышом, можно получить апатичного взрослого, который не захочет проявлять инициативу, и даже будет всячески избегать этого.
№2. «Не станешь слушаться — поставлю в угол, достану ремень, уйду, отдам в детдом»
Методы воспитания детей каждая семья выбирает самостоятельно, исходя из опыта, характера родителей, ценностей и установок. Но на мой взгляд, угрозы и шантаж — не лучшие наши союзники в вопросе выстраивания доверительных отношений с ребенком. Их из своего педагогического арсенала я бы советовала исключить. Поскольку дети очень впечатлительны и обладают богатой фантазией, такие угрозы могут их серьезно напугать и оставить неизгладимый след в памяти и повлиять на психику.
№ 3. «Не мешай»
Эта фраза говорит ребенку об отвержении, причем от самых близких людей. Тех, от которых малыш рассчитывает получить защиту и поддержку. Это страшно и болезненно для него. В случае вашей занятости и если нет возможности вовлечь ребенка в свой процесс, попросите у него совета. Так вы лишний раз подчеркнете его значимость и нужность в вашей жизни.
Или попробуйте по-другому построить свое высказывание: «Сейчас я занята, но через 5 минут смогу ответить на твой вопрос».
Процесс воспитания ребенка подразумевает, что ему придется учиться заниматься чем-то самостоятельно, или же ждать некоторое время, пока родители освободятся. Но подводите детей к этому постепенно, действуйте с учетом их возрастных особенностей.
№ 4. «Мне бы твои проблемы!»
Такую фразу взрослые порой говорят и в отношении друг друга. И прямо скажем, мало кто будет рад ее услышать. Ведь это прямо говорит о том, что человек не считается с чувствами собеседника, обесценивает их. С высоты своего опыта может казаться, что проблема не стоит и выеденного яйца.
Но нужно помнить, что он такой не у всех. Каждый из нас сталкивается со своими сложностями, испытывает страх, душевную боль, дискомфорт, имея дело с проблемами. И человек с развитой эмпатией понимает, что собеседнику тяжело по-своему.
То же касается и педагогики. Развитие ребенка сопровождается столкновением с новым и сложным. Почему бы не поддержать своего малыша вместо того, чтобы отмахиваться от его переживаний.
№ 5. «Еще раз так сделаешь — смартфон не получишь»
Это шантаж и подмена мотивации. Я считаю, у ребенка не должно формироваться в голове таких взаимосвязей. Другими словами, ребенок не должен стараться делать что-то и демонстрировать хорошее поведение только для того, чтобы получить материальное поощрение.
№ 6. «Бери, только не приставай ко мне»
Сначала запретить, а потом пойти на попятную — не лучшая стратегия в воспитании детей. Будьте последовательны и держитесь собственного решения, принципов. У ребенка не должно быть ложного чувства, что стоит поплакать, поскандалить, и любой запрет, как в волшебном мире или сказке, вмиг разрушится. Тот, кто обучает и воспитывает ребенка, должен быть последовательным и предсказуемым.
№ 7. «Не говори с набитым ртом! Шапку надень!»
Конечно, запрет на подобные фразы не означает, что не нужно с детьми разговаривать о правилах поведения в обществе или о заботе о здоровье. Необходимо лишь следить за тем, в каких ситуациях вы используете подобные выражения и как часто.
Чрезмерная опека вредит, все должно быть в меру. Кроме того, одна из основных задач воспитания детей — привить им самостоятельность, умение анализировать.
Это невозможно сделать, если постоянно выдавать ребенку подробные инструкции. Зачем ему думать, если за него это сделает взрослый.
Поэтому, начиная с дошкольного возраста, стоит помогать малышу анализировать и принимать решения самостоятельно, например, что надеть с учетом поры года и погоды.
Не отдавайте приказы, используйте позитивный подход и разъяснения: «Сначала прожуй, пожалуйста, потом скажи все, что хотел. Иначе будет неудобно или ты можешь подавиться»,
«Когда ты говоришь с полным ртом, я тебя не понимаю — доешь и расскажи».
Или: «На улице холодный ветер, поэтому сегодня надеваем шапку и шарф», «Что-то на улице много тучек, давай возьмем зонт на случай дождя».
С учетом возраста вместо приказов можно давать малышу самостоятельно сделать выбор. Совсем маленьким детям можно предлагать, к примеру, 2 зимние шапки — одинаково теплые, но разного дизайна, чтобы малыш не отправился на улицу без головного убора вовсе или в панамке зимой.
№ 8. «Не выйдешь из-за стола, пока все не съешь!»
Раньше было принято так воспитывать, да и специфика времени повлияла — дефицит продуктов заставлял относиться к ним максимально бережно.
Кроме того, старшее поколение еще помнило времена, когда еды не хватало, и плотно накормить детей для многих наших дедушек и бабушек было целью №1.
Фраза, которые многие из нас помнят еще по своему детству. Может быть поэтому многие переносят ее на своих детей. Мы лишаем ребенка права выбора, к тому же каждый организм — индивидуальная вселенная. Да, сейчас ребенок не захотел доедать, зато завтра может попросить сразу двойную порцию.
Детская психика — вещь довольно хрупкая. И нам, родителям, стоит бережно к ней относиться. Если заставлять малыша есть, когда он не голоден, или когда он уже наелся, у него может сформироваться неадекватное отношение к еде. Лучше учить его слушать себя, свой организм, отслеживать чувство голода.
Чтобы мотивировать ребенка что-то съесть, если он капризничает, стоит попробовать применить педагогические хитрости — красиво оформить блюдо, приготовить продукт по-новому, придумать необычную историю про него, рассказать о его пользе для организма. Не использовать жесткие методы и не заставлять.
Важный момент — необходимо постепенно учить малыша тому, какие продукты должны составлять основу рациона, а какие стоит есть лишь изредка. Но не навешивать на них ярлыки «плохой» и «хороший». Приказы и запреты могут привести впоследствии к расстройствам пищевого поведения.
№ 9. «Здесь ничего твоего нет!»
Формально жилье и вещи, которыми пользуется ребенок, оплачивают взрослые. И в ходе детско-родительских ссор у некоторых проскакивают подобные фразы. Их говорят, чтобы подчеркнуть свою значимость, напомнить о собственном вкладе в ребенка. Но оправдано ли педагогически сообщать об этом в такой форме детям?
Я придерживаюсь мнения, что это вредно для формирования личности. Да и с нравственной стороны как-то неправильно. Мы, взрослые, наполняем и формируем семейный бюджет, отвечаем за обеспечение ребенка всем необходимым.
Но есть вещи, которые покупаются специально для малыша, и он вполне может их считать своими. Напоминать о том, что они имеют цену и относиться к ним стоит бережно, учить, как ухаживать за ними — необходимо.
Но у ребенка должна быть своя зона ответственности, которая будет постепенно увеличиваться с возрастом.
Мое мнение — чтобы развивать малыша, нужно учить его распоряжаться имуществом. И для этого у него обязательно должно быть что-то свое.
Не засоряйте сознание вашего ребенка, от этого в полной мере зависит, кем он вырастет, как будет чувствовать и вести себя в обществе — счастливо и уверенно, или наоборот. От нас зависят их жизни, так давайте максимально постараемся сделать их счастливыми!