Иногда меня бесят мои сотрудники. Не потому что они плохие спецы или некачественно делают свою работу: ребята классные. Просто не всегда понимают с полуслова (что вообще-то нормально). Поэтому я стал думать, как отдавать часть задач, чтобы самому выдыхать и команду не тиранить. Спойлер: в ходе истории ни один сотрудник не пострадал.
Всем привет! Меня зовут Руслан Шавалеев, я основатель компании Shavaleev Dev и предприниматель, с которыми каждый день нужно находить общий язык. Компания растет, приходят новые люди, которым можно делегировать часть обязанностей. Но сделать это бывает страшно по разным причинам. Как это устроено в моей компании — рассказал в статье.
Да не хочу я делегировать!
Я тоже долго не хотел. Для любого предпринимателя бизнес — это ребенок, которым хочется заниматься самому, что я и делал…пока компания не начала расти. Если у вас одна точка или 4 клиента — справиться одному несложно. Когда компания начинает расти, появляются амбициозные цели — ограничиваться собственными силами не получается.
Если вы реально планируете расширяться, то одному справиться со всеми задачами физически невозможно. Когда Adesk начал стремительно расти, я понял, что быть и разработчиком, и маркетологом у меня не получится, нужны люди. Кроме того, пострадал ещё один важный аспект — моя жизнь вне работы. Я не из тех людей, которые хотят забить на самого себя, хобби и общение с близкими.
Если вы тоже не хотите умереть где-то в офисном кресле — стоит начать делегировать. Конечно, это процесс не быстрый и сложный, там есть свои проблемы, но все они — решаемы.
Ты глупый или притворяешься
⛔️ Мы уверены, что другие люди читают наши мысли — это частое заблуждение. Но неточная постановка задачи или отсутствие важных деталей может загубить всю работу.
Простой пример, который сейчас в голову пришел. Вы просите офис-менеджера купить снеки в офис, и кажется очевидным, что лучше взять немного фруктов, конфет и протеиновых батончиков, потому что половина команды бегает в спортзал, как на работу. А вот офис-менеджер может решить, что правильнее набрать бананов, овсяных печений и пирожных — так сотрудникам будет легче дотерпеть до обеда.
Как итог — разочарование, раздражение и желание отчитать за недобросовестность.
Я для себя взял за правило: формулировать задачи детально, вплоть до количества щеток у пылесоса в офис или шрифта на сайте, если это важно. Та же политика и у руководителей отделов. Это не значит, что мы защитились от факапов навсегда, но сумели минимизировать такие ситуации.
Сотрудник кажется мутным
⛔️ Я не открою Америку, если скажу, что личное отношение убрать из рабочей среды насовсем невозможно. Всё равно случаются ситуации, когда сотрудник просто не нравится. Он может быть отличным спецом, который грамотно и аккуратно выполняет свои обязанности, но вот что-то в нём раздражает.
Про подобный случай слышал от одного приятеля. Нанял сисадмина — грамотный парень, справляется со всем, но чем-то нервирует. Он долго думал, в чём может быть дело, и наконец понял: у сиса на всё плечо набит огромный волк с раскрытой пастью. У приятеля произошел травмирующий случай в детстве как раз с этим животным. Увольнять хорошего сотрудника он не стал, но ввел в компании дресс-код — рубашки/футболки чуть выше локтя. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.
Я стараюсь разобраться в причинах: что именно меня бесит и почему. Если понимаю, что это какая-то незначительная история, и с ней можно работать — придумываю решение и продолжаем коммуникацию. Не хотелось бы упускать хорошего спеца из-за татухи 😄
Давайте не джунов, а сразу сеньоров
⛔️ Добрались до проблемы, которая волнует, кажется, нас всех: хочется взять опытного спеца, а не джуна, и при этом остаться с деньгами в кармане. На рынке всегда больше начинающих ребят: кто-то выпустился из универа, кто-то ищет себя, кто-то просто мечтает построить карьеру. Мы все с чего-то начинали, это нормально. Однако бывает страшно доверить важную задачу новичку.
Я достаточно долго находился в этой моральной дилемме и пришел к выводу, что взять джуна, обучить его и дать возможность принести пользу компании — хороший путь. В Adesk много ребят, которые выросли в профессионалов, преданных своему делу. Всё ещё бывает трудно доверить важные задачи новичку, но и тут нашелся выход: в процессе онбординга у джуна есть наставник, который помогает влиться в коллектив и освоить пул задач, которые он будет выполнять самостоятельно в будущем.
Вор выйди вон!
⛔️ Больная тема для предпринимателя — конфиденциальность информации. У меня самого внутри переворачивается, когда нужно делегировать задачу, которая тесно связана с важными данными.
Не могу сказать, что мой вариант работы — это панацея, потому что обезопасить себя от обмана полностью невозможно, но мы с командой выработали несколько лайфхаков.
- проверять репутацию — обращаться к сопроводительным письмам, причинам увольнения/ухода с прежней работы, спрашивать у знакомых, если сотрудник как-то с ними связан;
- курировать сотрудника — всё-таки онбординг — это сила, потому что не только готовит ребят к работе, но и дает прощупать почву, узнать человека;
- дать наставника — пусть онбордингом занимается доверенное лицо, которое сможет заметить звоночки в поведении сотрудника.
Не умею, у меня лапки
⛔️ За время всех стартапов и работы над Adesk я убедился, что делегированию можно научиться, но необходима практика. Не сразу получается убедить самого себя, что отдать задачи сотруднику — значит не развалить компанию, а сделать ее мощнее за счет новых идей, развития.
Я считаю необходимым заниматься самообразованием, читать книги, изучать опыт других предпринимателей. Про делегирование написано много, некоторые издания действительно полезны (например, «Инструменты руководителя. Понимай людей, управляй людьми» Владимира Зимы). Но без попыток делегировать и набивания шишек не будет роста. Мне тоже не сразу удалось начать отдавать задачи, более того — до сих пор бывает сложно. Но я продолжаю пробовать гипотезы: назначаю руководителей отделов, собираю с ними планерки (у нас они называются Педсоветы), чекаю работу разработчиков и других сотрудников. Рекламу делегировал маркетинговому отделу, а финансы веду в — так на душе спокойнее.
Что с этим делать-то
На самом деле, вывод из этой статьи до банальности прост — чтобы делегировать надо делегировать. Я знаю, как это страшно, стрессово и даже болезненно. Но за время существования Adesk понял, что бизнес держится на людях и правильно принятых решениях. Без делегирования мозг будет лихорадочно думать, как сделать новый макет для сайта и найти организаторов конференции, а не протестировать новую гипотезу. Так что учимся делегировать — со временем становится почти не страшно.