Рассмотрим уникальный взгляд международных экспертов на развитие онлайн торговли. Как ИИ повлияет на рынок? Что ожидать российским предпринимателям? Почему маркетплейсы не готовы к трансформации? Ответы найдете в статье.
Привет, меня зовут Руслан, основатель компании Shavaleev Dev. Мы занимаемся IT консалтингом и запусками стартапов. Это телеграм-канал нашего ИИ новостника.
Сегодня из каждого утюга можно услышать о том как ИИ меняет ландшафт в мире Ecom.
К сведению, уже сейчас согласно исследованию IBM Global AI Adoption Index более 44% компаний уже занимаются интеграцией ИИ в текущие процессы.
По мнению международных экспертов уже через 3-5 лет eCommerce может измениться до неузнаваемости. Но революция произойдет не в самих маркетплейсах, а со именно стороны покупателя.
Что имеется в виду?
ИИ-технологии развиваются так стремительно, что изменения происходят не только в том, как оперируют компании и селлеры, но и в самом поведении покупателя. И огромную роль в этом по мнению экспертов будут играть личные ИИ-ассистенты, которые вскоре появятся на всех смартфонах.
Кстати, еще 5 месяцев назад в Samsung заявили, что занимаются развитием персональных ИИ-ассистентов. Они будут помогать пользователям выбирать товар, согласно нуждам пользователя.
Вот вам пример.
Выше изображен новый вид зубной щетки.
Она оснащена блютузом, чипом и камерой. Каждый раз, когда человек чистит зубы, инфа передается ассистенту. Ассистент анализирует данные. И используя свою огромную “базу зубов” определяет проблему с зубами и подбирает подходящую пасту из 29 тысяч брендов.
Именну ту, которая лучше всего подходит тебе.
Только ей оказывается не распиаренный Колгейт, Бленд-а-мед или Парадонтакст, а малоизвестный индийский бренд.
Другими словами, ассистент выбирает продукт, опираясь не на его известность, а на то что подходит именно тебе в твоем конкретном случае.
Если бы ты зашел на ВБ или Озон, то тебе предложили бы товар производителя, который просто больше денег влил в рекламу. Но в этом случае ассистент будет защищает личные интересы потребителя, ему все равно кто, где и сколько заплатил за рекламу.
Его главная функция - помочь тебе с выбором продукта.
Дело, естественно, не ограничивается только зубами, а затрагивает все возможные сферы.
Тренд на клиентоцентричность
По мнению международного эксперта по бизнес-стратегиям и основателя консалтинговой компании Macroscope Consulting, Гаррета Джонстона, такое развитие событий неизбежно приведет к переходу бизнеса с модели “клиентоориентированности” к модели “клиентоцентричности”.
Клиентоориентированность - это про довольного клиента. Этот тот минимум клиентского сервиса который необходимо обеспечить, чтобы клиент не ушел. И это сейчас большинство бизнесов в РФ, включая те же маркетплейсы.
Клиентоцентричность - про более крутого и успешного клиента. Задача сделать клиента лучше, богаче, здоровее и тд. В таком бизнесе самый главный финансовый актив - клиент.
То есть, не просто продавать классные фотоаппараты, а помогать стать лучше как фотограф. Не просто продавать матрасы, а обеспечить здоровый сон клиенту.
Если мы говорим про eCommerce, то примером такого бизнеса может быть Shopify. Тоже в основе платформенный бизнес, как и Amazon. Но в отличие от него Shopify старается сделать тебя лучшим продавцом. Они предоставляют инструменты для построения бренда, бесплатные приложения от партнеров, учит как строить маркетинг, работать с учетом.
Поэтому он и обрел свою популярность в эпоху доминирования Amazon.
Как и говорили ранее, в будущем у каждого человека будет личный ИИ-помощник, который ищет продукты и услуги по всему интернету исходя из пожеланий пользователя.
Критериями подбора будут данные о конкретном человеке, а не рекламная и поисковая выдача или самые популярные предложения на маркетплейсе.
А это значит, что выбор ассистентов падет на бизнес, который максимально ориентирован на клиента, т.е. клиентоцентричный бизнес.
Гарретт считает, что изменения произойдут не через 10-15 лет, а уже через 3-5 лет. А сейчас предпринимателям нужно переходить на модель клиентоцентричности, т.к. это не вопрос увеличения прибыли. Это вопрос выживания.
Что будет с любимыми маркетплейсами?
И вот чтобы перейти к такой клиентоориентированности, большим маркетплейсам типа Wildberries и Ozon придется кардинально менять свои бизнес-процессы. Потому что схема работы маркетплейса заключается в том, чтобы
Во-первых, собрать в одном месте покупателей и продавцов.
Во-вторых, продать как можно больше товаров. Причем маркетплейсы не ориентированы на закрытие потребностей клиента. Они ориентируются на количестве транзакций.
Можно ли сказать, что МП пытаются обогатить своих селлеров? Скорее наоборот, и мы наблюдаем из года в год повышение комиссий, штрафы и т.д.
Может ли маркетплейс предложить зубную пасту, которая решит его индивидуальную проблему клиента? Вря
И это обычная бизнес-модель маркетплейсов - завлечь на платформу, завоевать большую долю рынка, а дальше закрутить гайки.
Если верить экспертам, то для маркетплейсов трансформация в клиентоцентричность будет достаточно болезненная и затратная. Потому что придется менять фундаментальные элементы бизнес-модели.
В этом плане легче будет нишевым маркетплейсам и специализированным магазинам, которые априори больше фокусируются на нужды покупателей.
Подписывайся на наш телеграм-канал.