Выбрали основные тезисы из материала РБК.
- Допандемийный 2019-й был пиком для концертного бизнеса в России. «В 2020-2021 годах все замерли, по сути, во сне и в ожидании, что медленно начнут просыпаться и всё будет как прежде — с иностранцами, спонсорами, sold out за день и так далее. Однако в 2022-м всё схлопнулось, и не только из-за иностранцев», — говорит глава «МТС Энтертейнмент» Михаил Минин.
- По его словам, пропала «спонсорская тяга» — ушли иностранные бренды. Во-вторых, уехали топовые промоутеры в самых разных сегментах. Крупнейшие фестивали — «Усадьба джаз», «Боль», Park Live — просто отменились.
- Концертное агентство TCI (организовывало выступления Rammstein в России, Scorpions и других) теперь перенаправило ресурс в сферу «альтернативных развлечений» и ведёт московский театр «Одеон», где ставит гастромюзикл. Этот формат «сочетает авторский ужин, шоу и атмосферу светской вечеринки». Но компания продолжает следить за рынком.
Но мы не видим достаточно драматичных и интересных проектов, с которыми следовало бы работать. То количество контента, которое осталось на рынке, нарасхват и часто по завышенной цене. Большие гиганты начинают бороться за одного и того же небольшого артиста, всё заканчивается завышенной стоимостью билета и экономией на сервисе. А это стресс и для артиста, и для публики.
Эдуард Ратников, гендиректор TCI
- Русская медиагруппа до 2016 года проводила один из крупнейших рок-фестивалей Maxidrom. В 2024-м принадлежащее группе радио Maximum впервые провело «Maximum Гриль Фест» в формате музыкального и гастрофестиваля. По данным компании, ежедневно его посещали около 10 тысяч человек.
- Кроме смены форматов организаторы концертов меняют и локации, пишет РБК: например, музыкальный фестиваль Park Live в 2024 году впервые пройдёт в Казахстане, партнёром стал «Яндекс». По словам директора по контенту и развитию бизнеса «Яндекс Афиши» Энрико Мазавришвили, провести мероприятие в этой стране решили организаторы, а компания поддержала.
- Нишу начали занимать непрофильные участники рынка, отмечает РБК. Например, ещё до пандемии «МТС Live», чтобы не зависеть от иностранных звёзд, скорректировал стратегию: запустил первые мюзиклы, взял в долгосрочную аренду театр МДМ.
Мы не делаем ставку на концерты, тем более в ущерб другим сегментам. Но наша деятельность в концертах вполне успешна. В том числе потому, что, проводя концерты на своих площадках, мы зарабатываем ещё и на барах, а не только на билетах.
Активно развивает концертное направление VK: в конце 2022 года появился VK Stadium, а в начале 2023-го — VK Gipsy. В 2024-м в Москве проходит open-air фестиваль «VK Музыка Летом».
Глава агентства InterMedia Евгений Сафронов отметил, что в поисках новых прибыльных форматов компании трансформируются, но этих форматов не так много: в первую очередь это мюзиклы, а также выставки или технические шоу.