Одна из злободневных тем, отравляющих жизнь водителей, — автоподставы и умышленные ДТП. Рассказываем о популярных схемах обмана водителей и способах защиты на дорогах.
Далеко не все участники дорожного движения используют трассы по прямому назначению — для перемещения пассажиров и грузов из пункта А в точку Б. Иные выходят на большие и не очень дороги с целью обмана водителей и незаконной наживы за их счёт.
Схемы обмана становятся всё изощрённее: применяются современные технические средства и учитывается психология потенциальных жертв. В ход идут липовые объявления в интернете о продаже машин, в том числе за крипту, разнообразные техсредства, психологическое давление и мнимая доброжелательность во время автоподстав.
Дорожные аферисты часто пользуются рациями для координации действий. Так пострадавшему водителю сложнее доказать, что они действовали заодно и умышленно, ведь полиция не может получить записи телефонных звонков и скрины переписок в мессенджерах, подтверждающих сговор и умысел фигурантов.
Также мошенники выбирают жертв постарше, пенсионного или предпенсионного возраста, надеясь, что они с большей вероятностью растеряются и расплатятся сразу наличкой.
Ренессанс автоподстав в 2024 году
В этом году автомошенники активизировались, следуя за ростом цен на авто и запчасти, как отечественные, так и параллельно-импортные.
Особенностью 2024 года стало бесстрашие мошенников перед вызовом ГИБДД, обращением в суды и страховые компании. Авто-аферисты стали увереннее и учатся манипулировать законами. Вот несколько актуальных сегодня схем автомошенничества:
Коробочка
Разводка водителя, авто которого мошенники зажимают между двух своих машин. Первый гангста-мобиль тесно прижимается с одного борта, а второй резко делает опасный манёвр на сближение с другого бока, оставаясь при этом в своей полосе. Водитель интуитивно пытается избежать ДТП и выворачивает руль туда, где его подпёр второй бандит. Получается фейковое ДТП, в котором по закону виноват целевой водитель.
Уступи дорогу
Двигающийся сзади водитель-мошенник просит водителя-жертву уступить дорогу. Нередко в резкой форме — сигналит фарами и клаксоном. Цель перестраивается и врезается во второй автомобиль с мошенниками, специально движущийся в «мёртвой зоне» обзора жертвы. В последний момент, когда цель начала манёвр, вторая машина резко ускоряется и занимает место, намеченное для перестроения. Происходит ДТП, в котором, формально, виновата жертва подставы.
Торможение после обгона
Неувядающая классика: водителя обгоняет машина аферистов, которые после обгона сразу тормозят. Водитель, как правило, не успевает среагировать и врезается в машину преступников.
Имитация удара
Преступники заранее затирают наждачкой краску и делают царапины на бампере или крыльях автомобиля. Затем аферисты изображают столкновение, имитируя стук удара броском камня или пластиковой бутылки из «слепой зоны» обзора цели. Водитель останавливается и преступники убеждают его, что он — виновник аварии.
Подстава на круговом движении
Одна из самых распространённых схем среди современных преступников. Аферисты подлавливают машины на круговом движении, когда те съезжают с круга направо со второго ряда, нарушая ПДД, и подставляют под удар своё авто.
Наезд на пешехода
В интернете полно мемных записей автомобильных видеорегистраторов, где пешеходы таранят авто как носороги, порой с дикими криками. Эта разводка встречается на стоянках, парковках, заправках и у пешеходных переходов, но вполне может произойти и на любом другом участке дороги. Аферисты-пешеходы могут кинуться на машину с любой стороны, надеясь запугать водителя «наездом на пешехода» и выклянчить у него «денежную компенсацию», чтобы «решить на месте и не вызывать ГИБДД».
Афёра экипировкой мотоциклистов
Этой весьма рискованной разводкой пользуются мошенники, знающие, что закон об ОСАГО позволяет требовать компенсацию не только за поврежденное ТС, но и за другое имущество испорченное в аварии. В случае с ДТП с мотоциклистами, последние имеют право требовать компенсацию не только за побитый мотоцикл, но и за дорогую поврежденную экипировку (шлемы, комбинезоны, щитки и перчатки). Отчаянные аферисты-каскадёры заранее затирают и портят свою экипировку, имитируют удар о машину жертвы с падением, а затем обращаются в страховую компанию.
Чёрный дым
Эта разводка рассчитана на водителей, которые не разбираются в устройстве авто. На неё часто попадаются автоледи.
«Доброжелательные соседи по потоку», нередко сразу несколько, начинают сигналить и кричать, что видят чёрный дым из под капота авто будущей жертвы.
Водитель пугается, останавливается, по просьбе мошенников открывает капот и видит чёрный дым, который появился по причине учинённой ранее диверсии. Дело в том, что аферисты на стоянке плеснули через решётку радиатора масло на двигатель.
Далее жертве предлагается за небольшую сумму дотащить «неисправное» авто в ближайший «заряженный» автосервис, где её обезжиривают уже всерьёз заоблачным ценником за ремонт.
Липовый помощник на парковке
Это вариант разводки на загруженных парковках, когда неопытный водитель паркуется на специально освобождённое прямо перед ним место рядом с авто мошенника. Один злодей прикидывается советчиком и помогает водителю парковаться, подсказывая — руль направо, левее и т д. В результате неопытный водитель врезается в авто злоумышленников, после чего первый мошенник растворяется, а «на сцену» выходит его сообщник, который представляется владельцем машины и начинает вымогать компенсацию.
От большинства подобных схем обмана водителя защищает автомобильный видеорегистратор. Крайне желательно, чтобы гаджет поддерживал камеру заднего вида, так как многие схемы дорожного аферизма связаны с ударом или имитацией удара сзади.
Однако две камеры делят видеопоток между собой. То есть, изображение каждой камеры будет в два раза хуже указанного в описании устройства. При этом суды и ГИБДД не принимают нечёткие видеозаписи в качестве доказательств, например, если смазана хоть одна буква госномера.
Поэтому у каждой камеры должно быть высокое разрешение, желательно Full HD. Значит, указанное в описании видеорегистратора или комбика разрешение в идеале должно быть вдвое выше — 4K, чтобы делить его на два без потери качества записи. Учитывайте это при выборе устройства.
Однако есть такие подставы и разводки, где одной лишь записью видеорегистратора не обойтись…
Дорожные камеры как средства обмана водителей
Комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД технически несовершенны и нередко ошибаются, выписывая необоснованные штрафы. Однако ошибки — не самое плохое, на что способны дорожные камеры.
Иногда мухлежём с камерами занимаются местные власти, зачастую в сговоре с коммерсантами-подрядчиками и даже с сотрудниками ГИБДД. Соблазн велик, ведь львиная доля средств от штрафов с камер поступает в региональные бюджеты и лишь небольшая часть – в федеральный.
Местами камеры в нарушение нормативов размещают слишком близко друг к другу, устанавливают их в «хлебных местах» или подкручивают ограничение скорости, но не ставят на дороге предупреждающий знак.
Наиболее распространенные схемы с камерами:
1. Камера в салоне припаркованной машины, которая «бьёт в спину» проезжающей машине без предварительного предупреждения о входе в зону видеофиксации.
2. Камера сразу за знаком ограничения скорости, чтобы водитель не успел снизить скорость до разрешённой и попался камере практически у самого знака.
3. Камера у внешней границы населенного пункта, где скорость надо сбросить с 90км/ч до 60 км/ч. Большинство водителей скорость снижает, но плавно, и пересекают границу населённого пункта на скорости немного больше разрешённой, ввиду чего попадают на штраф.
4. Камера настроена на фиксацию одного скоростного режима, а знаки на данном участке дороги рекомендуют другой — существенно больший.
От этого типа автоподстав, да и от штрафов с камер в целом, защищает качественный радар-детектор. Важно, чтобы его базы камер регулярно обновлялись поставщиком, а радарная часть была не только мощной для определения скрытых, мобильных и не отображённых на картах камер, но ещё и с актуальной библиотекой сигнатур сигналов, чтобы гаджет мог отличать фоторадарные комплексы от автоматических шлагбаумов и дверей магазинов.
Оптимальное средство защиты от автоподстав
Предупреждён, значит вооружён! Надеемся, информация по мошенническим схемам убережёт читателей от попадания в афёры и заставит задуматься о защите своего автомобиля с помощью умной автоэлектроники.
Оптимальным средством защиты от обмана на дорогах являются комбо-устройства, сочетающие в небольшом корпусе преимущества видеорегистратора и радар-детектора.
Благодарим за внимание и царские лайки. Берегите свои нервы и автомобиль.