Иллюзии нашего восприятия
Человеческий мозг часто прибегает к обману, но люди, как правило, безоговорочно верят ему. Так почему это происходит?
Вот восемь иллюзий, в которые вводит нас собственный мозг:
Иллюзия достоверности
Мы доверяем собственным органам чувств и полагаем, что они предоставляют нам достоверную информацию о мире. Однако на самом деле это далеко не всегда так:
* Наш мозг склонен к интерпретации поступающих сигналов таким образом, чтобы сформировать максимально удобную и приятную для нас картину мира.
* Например, если мы наблюдаем предмет, движущийся по прямой, мозг может достроить траекторию движения и создать иллюзию, что объект движется по дуге из-за эффекта инерции восприятия.
* Ещё один пример — иллюзия Мюллера-Лайера, заключающаяся в том, что две линии одинаковой длины могут казаться разными по длине из-за искажения восприятия, чтобы оно соответствовало ожиданиям.
Ложная память
Наш мозг способен создавать ложные воспоминания, зачастую подкрепляемые сильными эмоциями или многократным повторением. Это может быть результатом ассоциаций между различными событиями или самообманом, когда мы стремимся верить в определённые события вопреки отсутствию доказательств.
* К примеру, дети могут ошибочно принять за воспоминания информацию, рассказанную взрослыми.
* Также люди могут ошибочно вспомнить детали преступления, свидетелями которого они не являлись.
Заблуждение о постоянстве
Склонность считать объекты и явления неизменными, тогда как на самом деле они беспрестанно меняются. Мозг создаёт иллюзию стабильности, чтобы облегчить восприятие мира:
* Мы не замечаем быстрые изменения цветов, так как мозг усредняет их.
* Мозг также игнорирует изменения в лице собеседника путём сравнения с предыдущим восприятием, считая различия несущественными.
Эта иллюзия позволяет нам ориентироваться в окружающем мире и принимать решения. Однако она также способна приводить к ошибкам и самообману.
Оптические иллюзии
Восприятие мира через зрение может быть обманчивым, что подтверждают оптические иллюзии, демонстрирующие искажённое восприятие реальности:
* Иллюзия Эббингауза, где параллельные линии выглядят изогнутыми.
* Иллюзия Мюллера-Лайера — два отрезка равной длины могут показаться неравными.
Оптические иллюзии демонстрируют, что восприятие может быть искажено, приводя к обману.
Принятие желаемого за действительное
Вера в желаемое, даже когда это расходится с реальностью. Мозг стремится найти подтверждения нашим ожиданиям, пренебрегая или преуменьшая противоречия:
* Эффект Барнума — люди верят любым общим и неопределённым утверждениям, которые кажутся им верными.
* Вера в астрологию, мистику или предсказания, несмотря на научное опровержение.
Данный эффект отражает склонность к самообману, вере в желаемое.
Эффект первичности и новизны
Большее значение первых впечатлений и новой информации по сравнению с последующими:
* Первое впечатление о человеке или событии может повлиять на последующие суждения.
* Новые события или информация могут затмить предыдущие впечатления.
Эти эффекты являются отражением нашей психологической реакции на новое и неизведанное.
Эвристика доступности
Оценка вероятности событий на основе личной памяти и опыта:
* Эвристика доступности приводит к искажению вероятности, например, переоценка частоты событий, знакомых или недавно произошедших.
* Недооценка частоты событий при недостатке информации или их необычности.
При формировании выводов мы опираемся на примеры из личной памяти, что может привести к обману восприятия.
Выдержка из издания Reminder демонстрирует множество иллюзий и склонности к обману со стороны мозга, а также веры в желаемое.
Сейчас читают: 38
4