Узнавание себя в зеркале
Исследователи из Университета штата Иллинойс в Урбане-Шампейне (США) провели исследование, в ходе которого изучили влияние тактильного восприятия на способность детей узнавать себя в зеркале. Они обнаружили, что после нескольких тренировок с прикреплённым на лицо диском, дети начинали узнавать себя уже к 16 месяцам. Ранее считалось, что это умение развивается в возрасте около полутора лет.
В исследовании участвовали 48 детей в возрасте от 12 до 18 месяцев. Половине из них на лицо крепили вибрирующий пластиковый диск, а затем давали возможность исследовать его, прикасаясь к диску и к своему отражению в зеркале. Другая половина детей не получала диск и только смотрела в зеркало.
После тренировок детей помещали перед зеркалом и наблюдали за их реакцией. Дети, получавшие диск, проявляли больше интереса к отражению и чаще смотрели на него, чем дети из другой группы.
Выводы исследования
Вибрация диска стимулировала тактильные ощущения, что усиливало интерес детей к зеркалу и своему отражению.
Это приводило к более раннему развитию узнавания себя в зеркале, даже у детей младше 18 месяцев.
Данное исследование расширяет понимание развития детского самосознания и подчёркивает важность тактильных ощущений в этом процессе. Результаты исследования опубликованы в журнале Infant Behavior and Development.
Однако стоит отметить, что исследование проведено на небольшой выборке детей, поэтому необходимы дополнительные исследования для подтверждения этих результатов и анализа их последствий для развития ребёнка. Также важно учитывать, что результаты исследования могут быть специфичны для данной возрастной группы и не применимы к детям старше 18 месяцев.