Переход от формата 4:3 к формату 16:9
В 1984 году формат 4:3 был основным стандартным форматом для киноплёнки и телевидения. Но в 1990-х годах, с развитием цифрового кинопроизводства, формат 16:9 начал набирать популярность.
Небольшое историческое отступление До начала XX века большинство фильмов демонстрировалось в так называемых «замкнутых» форматах, которые имели соотношение сторон, близкое к квадрату. Это делалось для того, чтобы минимизировать обрезку изображения по краям. Одной из первых широко распространённых проекционных систем была система Эдисона, использовавшая формат 4x3. Этот формат был очень популярным и использовался до конца 1950-х годов. Однако с появлением более эффективных технологий записи и обработки звука и изображения стало ясно, что замкнутые форматы не подходят для новых технологий. В результате появился новый стандарт плёнки с соотношением сторон 1,37:1, также известный как формат Academy или классический широкоэкранный формат, который впоследствии был вытеснен широкоэкранным анаморфированным форматом 2.35:1. Эти новые форматы были более удобными для отображения звука и изображения, а также позволяли создавать более глубокие и насыщенные изображения. Однако, несмотря на то, что широкоэкранные форматы были лучше для создания фильмов, они также требовали более сложных механизмов для проецирования, что приводило к дополнительным затратам и усложняло производство. В связи с этим многие кинотеатры по всему миру продолжали использовать формат 4:3, так как он был более доступным и не требовал дорогостоящего оборудования. Кроме того, многие зрители привыкли к формату 4:3 и не хотели, чтобы он менялся. Тем не менее, в течение 1970-х и 1980-х всё больше и больше фильмов снималось в широкоэкранном формате, а в конце 1980-х формат 35-мм киноплёнка стал использоваться для широкоформатных фильмов. В это время производители телевизоров и видеопроекторов начали экспериментировать с новыми форматами, такими как 16:9 и 2,35:1, которые были более подходящими для отображения широкоэкранных фильмов. В результате этих экспериментов было обнаружено, что формат 16:9 является наиболее удобным и доступным для широкой аудитории, а также обеспечивает лучшее соотношение цены и качества. В 1982 году компания JVC представила первый домашний видеомагнитофон с соотношением сторон экрана 16:9, что стало началом быстрого распространения этого формата в домашних кинотеатрах. К концу 1980-х годов формат 4:3 начал постепенно вытесняться форматом 16:9. Это было обусловлено несколькими факторами: - Удобство для просмотра. Формат 16:9 обеспечивает более широкий угол обзора и более естественное ощущение глубины. Это делает просмотр фильмов более комфортным и приятным. - Лучшее соотношение цены и качества. Форматы 16:9 обеспечивают лучшее соотношение диагонали экрана и ширины изображения, что позволяет создавать более чёткие и качественные изображения при тех же затратах. Несмотря на то, что переход от формата 4:3 к формату 16:9 был постепенным и занял несколько лет, этот переход оказал огромное влияние на индустрию кино. Формат 16:9 стал основным форматом для кинотеатров и домашних кинотеатров по всему миру. Он также способствовал развитию цифрового кинопроизводства и распространению 3D-фильмов. Сегодня формат 16:9 считается одним из самых успешных форматов в истории кино, и он продолжает использоваться в большинстве современных фильмов и телевизионных шоу. Более того, формат 21:9 становится всё более популярным, предоставляя ещё более широкое изображение, которое идеально подходит для современных технологий и контента.