Перейти к содержимому
Меню
AInewz
  • Новости
  • Бизнес
  • Путешествия
  • О нас
    • Помощь проекту
    • Политика конфиденциальности
  • Shavaleev Pro
AInewz
05.02.2024

Москва на картинах Фёдора Алексеева: до и после пожара 1812 года

Москва в картинах Фёдора Яковлевича Алексеева

В начале XIX века в Москву прибыл известный русский художник Фёдор Яковлевич Алексеев. Он был известен как «отличнейший перспективщик» и основоположник русского городского пейзажа. Его пригласили для того, чтобы запечатлеть Первопрестольную на память будущим поколениям.

Это было важно по нескольким причинам:
1. Территория Кремля очищалась от старых построек, и на их месте создавались новые площади и возводились здания.
2. Москва готовилась к коронации императора Александра I.
3. В то время Москва переживала эпоху больших перемен. Она быстро расширялась, появлялись новые строения, перестраивались старые, город приобретал новый облик.

Картина «Красная площадь в Москве. XVII века. 1801» (1801) — один из первых пейзажей, где художник использовал перспективные построения и где пейзаж подчинён общему пространственному ритму. На ней показан фрагмент Красной площади с собором Василия Блаженного на фоне кремлёвских стен и башен. Эта картина — одна из самых ранних работ Фёдора Алексеева — показывает, как выглядел этот архитектурный ансамбль в те времена, когда он ещё не подвергался значительным перестройкам и изменениям.

‘«Красная площадь во время дождя» (1818) — картина, ставшая своеобразным живописным гимном городу. В самой композиции нет ничего особенного, зато есть великолепный колорит и прозрачность воздуха. У Алексеева получилось передать ощущение свежести после дождя, озона, чистоты весеннего воздуха и лёгкого тумана над площадью. Здесь нет резкого движения, наоборот, всё замерло и неподвижно, однако не возникает ощущения статики, благодаря тому, что художник мастерски передал все оттенки и переливы света, игру солнечных бликов на мокрой брусчатке и стенах домов.

[[Файл:Fedor Alexeyev – Red Square in Moscow, 1800s.jpg|мини|«Красная площадь в Москве XVII века» (1801). Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург]]
На картине «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (около 1811) Фёдору Алексееву удалось мастерски передать атмосферу старинного города. Художник смог передать, как пространство постепенно сужается, а массивные башни и стены Кремля, расположенные на возвышенности, создают ощущение надёжности и защищённости. При этом у зрителя возникает ощущение простора, которое достигается благодаря низкой линии горизонта и обилию свободного пространства.

[Восхищаясь работами Фёдора Алексеевича, Иван Иванович Шувалов] писал: «Он соединил в себе превосходного живописца и искусного механика».

Пожар 1812 года нанёс большой ущерб многим московским зданиям, включая жилые дома, церкви и монастыри. Многие из старейших московских зданий и сооружений были полностью разрушены или серьёзно повреждены. Тем не менее, работы Фёдора Алексеевича сохранились и позволяют представить, какой была Москва до масштабного пожара.
«Живописные виды Москвы, созданные самим очевидцем и участником этих событий, Фёдором Яковлевичем Алексеевым (1753–1824), дают нам возможность сегодня представить облик первопрестольной столицы. До нас дошли его картины, которые можно рассматривать как исторические документы, как художественные свидетельства эпохи. <…> На одной из них — „Вид на Воскресенские ворота и нефтинские ворота от Тверской улицы“ (1811) — мы видим, как изменился облик древней столицы. Теперь она предстаёт перед нами уже не как город-крепость, а как город дворцов и усадеб, утопающий в зелени садов. И это ощущение усиливается тем, что мы видим на дальнем плане. Там — Москва-река, за рекой — Замоскворечье. <…>
Созданные в 1800-е годы и особенно в годы Отечественной войны 1812-го, эти работы Алексеева — не только талантливые произведения искусства, но и исторические свидетельства, рассказывающие о жизни и облике старой Москвы. <…> Фёдор Алексеев запечатлел Москву в её исторической последовательности, не упустив ни одной детали. <…> Среди этих картин, ставших историческими документами эпохи, наиболее известны „Красная площадь в XVII веке“ (1801), „Красная площадь во время дождя“ (1820–1830-е), „Вид на Московский воспитательный дом в память К. А. и М. А. Мясниковых“ (1813), „Соборная площадь в Московском Кремле“ (1810), „Иссопа-Покровский монастырь близ Москвы“ (1800–1810-е) и „Воскресенская площадь в Москве“ (1819)».>

5

Telegram Wildberries Аварии Авто Банк Безопасность Бизнес Биткоин Взрыв Взятка Выборы Госдума Дети Животные Задержание Закон Законодательство Законопроект Здоровье Инвестиции Истории Кино Китай Конфликт Коррупция Криптовалюта Медицина Метка Мигранты Миграция Москва Мошенничество Нападение Наука Недвижимость Образование Пожар Политика Работа Расследование Реклама Россия Руслан Шавалеев Финансы Экономика

Рубрики

  • Авто-мото
  • Без рубрики
  • Бизнес
  • В мире
  • Гороскоп
  • Дом и дача
  • Другие новости
  • Еда
  • Животные
  • Закон
  • Здоровье
  • Знаменитости
  • Игры
  • Интересное
  • Истории
  • Красота
  • Культура
  • Литература
  • Маркетинг
  • Мода
  • Наука
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Новости
  • Образование
  • Общество
  • Полезное
  • Политика
  • Политика и общество
  • Предсказание
  • Происшествия
  • Психология
  • Путешествия
  • Реклама
  • Рецепты
  • Спорт
  • Технологии
  • Транспорт
  • Шоу-бизнес
  • Экология
  • Экономика
  • Юмор

Архивы

  • Май 2025
  • Апрель 2025
  • Март 2025
  • Февраль 2025
  • Январь 2025
  • Декабрь 2024
  • Ноябрь 2024
  • Октябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Август 2024
  • Июль 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Январь 2024
  • Август 2022
©2025 AInewz | Powered by WordPress and Superb Themes!