Москва в картинах Фёдора Яковлевича Алексеева
В начале XIX века в Москву прибыл известный русский художник Фёдор Яковлевич Алексеев. Он был известен как «отличнейший перспективщик» и основоположник русского городского пейзажа. Его пригласили для того, чтобы запечатлеть Первопрестольную на память будущим поколениям.
Это было важно по нескольким причинам:
1. Территория Кремля очищалась от старых построек, и на их месте создавались новые площади и возводились здания.
2. Москва готовилась к коронации императора Александра I.
3. В то время Москва переживала эпоху больших перемен. Она быстро расширялась, появлялись новые строения, перестраивались старые, город приобретал новый облик.
Картина «Красная площадь в Москве. XVII века. 1801» (1801) — один из первых пейзажей, где художник использовал перспективные построения и где пейзаж подчинён общему пространственному ритму. На ней показан фрагмент Красной площади с собором Василия Блаженного на фоне кремлёвских стен и башен. Эта картина — одна из самых ранних работ Фёдора Алексеева — показывает, как выглядел этот архитектурный ансамбль в те времена, когда он ещё не подвергался значительным перестройкам и изменениям.
'«Красная площадь во время дождя» (1818) — картина, ставшая своеобразным живописным гимном городу. В самой композиции нет ничего особенного, зато есть великолепный колорит и прозрачность воздуха. У Алексеева получилось передать ощущение свежести после дождя, озона, чистоты весеннего воздуха и лёгкого тумана над площадью. Здесь нет резкого движения, наоборот, всё замерло и неподвижно, однако не возникает ощущения статики, благодаря тому, что художник мастерски передал все оттенки и переливы света, игру солнечных бликов на мокрой брусчатке и стенах домов.
[[Файл:Fedor Alexeyev - Red Square in Moscow, 1800s.jpg|мини|«Красная площадь в Москве XVII века» (1801). Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург]]
На картине «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (около 1811) Фёдору Алексееву удалось мастерски передать атмосферу старинного города. Художник смог передать, как пространство постепенно сужается, а массивные башни и стены Кремля, расположенные на возвышенности, создают ощущение надёжности и защищённости. При этом у зрителя возникает ощущение простора, которое достигается благодаря низкой линии горизонта и обилию свободного пространства.
[Восхищаясь работами Фёдора Алексеевича, Иван Иванович Шувалов] писал: «Он соединил в себе превосходного живописца и искусного механика».
Пожар 1812 года нанёс большой ущерб многим московским зданиям, включая жилые дома, церкви и монастыри. Многие из старейших московских зданий и сооружений были полностью разрушены или серьёзно повреждены. Тем не менее, работы Фёдора Алексеевича сохранились и позволяют представить, какой была Москва до масштабного пожара.
«Живописные виды Москвы, созданные самим очевидцем и участником этих событий, Фёдором Яковлевичем Алексеевым (1753–1824), дают нам возможность сегодня представить облик первопрестольной столицы. До нас дошли его картины, которые можно рассматривать как исторические документы, как художественные свидетельства эпохи. <…> На одной из них — „Вид на Воскресенские ворота и нефтинские ворота от Тверской улицы“ (1811) — мы видим, как изменился облик древней столицы. Теперь она предстаёт перед нами уже не как город-крепость, а как город дворцов и усадеб, утопающий в зелени садов. И это ощущение усиливается тем, что мы видим на дальнем плане. Там — Москва-река, за рекой — Замоскворечье. <…>
Созданные в 1800-е годы и особенно в годы Отечественной войны 1812-го, эти работы Алексеева — не только талантливые произведения искусства, но и исторические свидетельства, рассказывающие о жизни и облике старой Москвы. <…> Фёдор Алексеев запечатлел Москву в её исторической последовательности, не упустив ни одной детали. <…> Среди этих картин, ставших историческими документами эпохи, наиболее известны „Красная площадь в XVII веке“ (1801), „Красная площадь во время дождя“ (1820–1830-е), „Вид на Московский воспитательный дом в память К. А. и М. А. Мясниковых“ (1813), „Соборная площадь в Московском Кремле“ (1810), „Иссопа-Покровский монастырь близ Москвы“ (1800–1810-е) и „Воскресенская площадь в Москве“ (1819)».>